Создание условий для реализации прав детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей - инвалидов на образование
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья за последние три года имеет тенденцию к уменьшению.
Динамика численности детей с ОВЗ и детей - инвалидов обучающихся
в общеобразовательных организациях
Образовательные организации |
Годы |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Всего учащихся, чел. |
1472 |
1479 |
1465 |
1473 |
В том числе: |
|
|
|
|
Дети с ОВЗ |
101(7%) |
103(7%) |
95(7%) |
91(6%) |
Дети - инвалиды |
29(3%) |
28(3%) |
23(1,5%) |
22 (1,4%) |
Получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в образовательных организациях через организацию инклюзивного и индивидуального обучения. В организациях созданы специальные условия для получения образования лицам с ОВЗ, детям - инвалидам: использование специальных образовательных программ, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, проведение индивидуальных коррекционных занятий.
На начало 2021-2022 учебного года в общеобразовательных организациях округа обучается 91 ребенок (2020-2021- 95 детей) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), т.е. детей, которые прошли обследование на ПМПК и которым даны рекомендации на обучение по адаптированным образовательным программам. Из них 6- обучаются по общеобразовательным программам. По адаптированным образовательным программам с интеллектуальными нарушениями обучается -71 человек, 10- с задержкой психического развития, 1- с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1). 49 человек обучаются по ФГОС ОВЗ, которые реализуются с 1 сентября 2016 года. ФГОС НОО ОВЗ на начало 2021-2022 учебного года реализуются в следующих общеобразовательных организациях: МАОУ «Стрельская ООШ», МАОУ «Вадская СОШ», МАОУ «Петлинская ООШ», МАОУ «Крутомайданская ООШ», МАОУ «Новомирская ООШ», МАОУ «Карьерская СОШ», МАОУ «Умайская ООШ», ФМАОУ «Карьерская СОШ»- «Лопатинская ООШ».
Продолжается работа образовательных организаций по поэтапному переходу на ФГОС ОВЗ в округе, в образовательных организациях:
- продолжено обучение педагогов округа по ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС у/о;
- продолжается работа по созданию необходимой материально- технической базы, по комплектованию фондов школьных библиотек учебниками и учебными пособиями.
Обучение по адаптированным образовательным программам детей с ОВЗ осуществляется через организацию инклюзивного обучения во всех общеобразовательных организациях, кроме МАОУ «Дубенская ООШ».
Организация инклюзивного обучения регламентировано Положением об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях Вадского муниципального района нижегородской области, утвержденного Постановлением администрации района от 28 августа 2019 года № 729.
Перевод на инклюзивное обучение по адаптированным основным образовательным программам осуществляется на основании:
-личных заявлений родителей (законных представителей);
-заключения ПМПК на каждого из учащихся.
На начало 2021-2022 учебного года организовано индивидуальное обучение на дому для 66 обучающегося в следующих общеобразовательных организациях района:
- МАОУ «Вадская СОШ» организует обучение на дому 43 обучающихся;
- МАОУ «Крутомайданская ООШ» - 8 обучающимся;
- МАОУ «Карьерская СОШ» - 3 обучающихся;
- МАОУ «Новомирская ООШ»- 1 обучающихся;
- МАОУ «Стрельская ООШ»- 7 обучающихся;
- МАОУ «Петлинская ООШ»- 2 обучающихся;
- МАОУ «Умайская ООШ»- 1 обучающийся;
-МАОУ «Дубенская ООШ» - 1 обучающийся
- ФМАОУ «Карьерская СОШ»- «Лопатинская ООШ»- 0 обучающийся.
Из 66 обучающегося на дому 2 ребенка обучаются, используя часть часов индивидуального обучения, другую часть часов используют инклюзивно.
Обучение на дому осуществляется как по общеобразовательным, так и по адаптированным общеобразовательным программам.
Из 66 обучающегося на дому 15 обучающихся имеют статус «ребенок – инвалид», 54 – статус «ребенок с ОВЗ».
По общеобразовательным программам на дому обучается 4 ребенка, 62 – по адаптированным общеобразовательным программам. Обучение на дому регламентировано постановлением Правительства Нижегородской области от 27 декабря 2017 года № 961 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей- инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях». Основанием для организации индивидуального обучения является заключение медицинской организации и обращение родителей (законных представителей) обучающихся в письменной форме.
В Образовательных организациях округа обеспечивается комплексное психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в течение всего процесса обучения. С учащимися работают психологи, учителя- логопеды.
В 2021 году достигнуты следующие показатели по доступности образовательных организаций для детей - инвалидов:
- доля и количество детей - инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей - инвалидов школьного возраста- 22 чел. 100%;
- доля и количество детей - инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей - инвалидов такого возраста- 6 чел. 75%;
- доля и количество детей - инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей- инвалидов данного возраста – 13 чел. 59%;
- доля и количество выпускников - инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников инвалидов- 2 чел.100%;
- доля и количество общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей - инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций –13 ед. 100%.
Приказ управления образования и молодежной политики администрации Вадского муниципального округа Нижегородской области №152 от 16.07.2024г. "Об организации работы телефонной "горячей линии" по вопросам соблюдения прав на образование детей-инвалидов (инвалидов) и обучающихся с ОВЗ, обучающихся на дому на территории Вадского муниципального округа Нижегородской области"
Приказ управления образования и молодежной политики администрации Вадского муниципального округа Нижегородской области от16.07.2024 № 152 "Об организации работы телефонной "горячей линии" по вопросам соблюдения прав на образование детей-инвалидов (инвалидов) и обучающихся с ОВЗ, обучающихся на дому на территории Вадского муниципального округа Нижегородской области"
Методические рекомендации по организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при переходе организаций на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ от 27 декабря 2017 года № 961 "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в государственных, в том числе федеральных медицинских организациях, расположенных в Нижегородской области"
Постановление администрации Вадского муниципального района Нижегородской области от 28.08.2019г. № 729 "Об утверждении Положения об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях Вадского муниципального района Нижегородской области"
Постановление администрации Вадского муниципального района Нижегородской области от 01.02.2018г. № 83 "Об утверждении Перечня образовательных организаций, осуществляющих на территории Вадского муниципального района Нижегородской области обучение в медицинских организациях на период длительного лечения обучающихся"